Цвет - розово-черный.59 рубРаздел: Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения. Материал исследования составил около четырех с половиной тысяч фразоупотреблений (4575). В основном это материалы, собранные в результате анкетирования и интервьюирования, а также ручные записи речи моих сверстников в неофициальной обстановке. Материал собирался в период с сентября 2006 по январь 2007 года. Новизну проведенного исследования вижу в том, что сделана попытка пронаблюдать изнутри и представить социолингвистическое описание «фразеологических штрихов» речевого портрета современных десятиклассников как социально-возрастной группы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. Обзор литературы Данное исследование проведено на стыке двух наук: социологии и лингвистики. Для его осуществления потребовалось ознакомиться с рядом научных источников. Во-первых, мы выяснили, что социолингвистика изучает «широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмами воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества» (10; С.481). Поскольку нас интересуют языковые способности и характеристики человека, мы рассмотрели основные положения работы Ю.Н.PКараулова «Русский язык и языковая личность», доступно изложенные в лекции С.В. Абрамовой (1; С.4). Темой работы мы избрали изучение «фразеологических штрихов» речевого портрета узкой социальной группы учеников 10-х классов малого города. В последние годы понятие «речевой портрет» прочно вошло в лингвистику, изучению проблемы посвящены научные статьи и диссертационные исследования. В своем исследовании мы опирались на работу Л.П.PКрысина «Речевой портрет интеллигента» (8; С.90 106). При организации учебного исследования мы столкнулись с необходимостью подробного знакомства с методами социолингвистики, подразделяемыми на методы полевого исследования и методы социолингвистического анализа языкового материала. Весьма полезной оказалась статья А.А. Мельникова «Методы социологических исследований» (11; С.47-53). Для составления лингвистических опросников активно использовали «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молоткова и сборник «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной, книги Л.Т. Григорян «Язык мой друг мой», Э.А. Вартаньяна «Из жизни слов» и др. Результаты первичного социологического опроса по проблеме «Русский язык в нашей жизни» Планируя исследование, наметили проведение социометрического опроса (приложение 1) с целью выявления отношения десятиклассников к русскому языку как учебному предмету. Проранжировав результаты, выяснили, что по значимости он оказался на 1-м месте в общеобразовательном классе (80% девочек и 70% мальчиков) и у девочек социально-гуманитарного класса (90% выборов), а в информационно-технологическом классе находится на периферии жизненных интересов. Прорубить окно в Европу 8. Троянский конь 9. Тяжела ты, шапка Мономаха 2 задание. Фразеологизмы как одного языка, так и разных языков нередко обнаруживают в своей основе общий образец, общую формулу. Так, под общую формулу со значением «преувеличивать», «представлять нечто маленькое, незначительное как большое, значительное» подводятся фразеологизмы разных славянских языков: русск. делать из мухи слона, чешск. делать из комара верблюда, польск. делать из иглы вилы. Определите формулы, лежащие в основе следующих групп фразеологизмов. 1. (Нужен) как рыбке зонтик, как щуке брюки, как мертвому припарки, как собаке пятая нога, как пятое колесо телеге. Ответ: 2. (Отольются) волку овечьи слезки, медведю коровьи слёзки, кошке мышкины слёзки. 3. Пеший конному не товарищ, гусь свинье не товарищ, горшок котлу не товарищ. 3 задание. Из слов, данных в скобках, выберите и подчеркните то, которое обычно используется в составе каждого из приведенных фразеологизмов. (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники). 4 задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов. Душа в пятки ; без . в голове; семи пядей во . ; и в ус не .; как сыр в масле . ; мерить на свой . ; за тридевять . . 5 задание. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка), соединив их стрелками. 1) А Васька слушает да ест А) Слишком громкий, оглушающий голос. 2) Авгиевы конюшни Б) Символ богатства. 3) Великий зверь на малые дела В) Символ счастья. 4) Колесо Фортуны Г) Свирепый, бдительный страж, а также злая собака. 5) Посыпать пеплом главу Д) Бесконечное повторение одного и того же. 6) При царе Горохе Е) Удачен или неудачен исход дела. 7) Рог изобилия Ж) Случай, слепое счастье. 8) Синяя птица З) Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания. 9) Сказка про белого бычка И) Очень давно, в древности. 10) Со щитом иль на щите К) Глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного. 11) Труба иерихонская Л) Крайняя запущенность, загрязнённость. 12) Цербер М) Люди, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны. 6 задание. Замените выделенные курсивом слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Работали все его не обманешь он вдруг на улице темно время каникул уже близко в конце нужно рассказать что-нибудь веселое он начал разговор сразу . 7 задание. Запишите фразеологизмы, в которых употребляются следующие слова: Бередить Понурить Сиднем Окладистая Расквасить 8 задание. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя пустые строки таблиц соответствующими номерами фразеологизмов. Фольклор Мифология История Нить Ариадны; 2) кричать во всю Ивановскую; 3) прометеев огонь; 4) рожки да ножки; 5) положить в долгий ящик; 6) пиррова победа; 7) по щучьему веленью; 8) ахиллесова пята; 9) за тридевять земель. С таким лингвистическим заданием справились 81% девочек и 76% мальчиков.Выявление зависимости между избранным профилем обучения и степенью владения фразеологическими единицами русской речи Известно, что характер образования гуманитарное оно или техническое накладывает отпечаток на человека и систему его ценностей (8; С.P92). Мы решили выяснить, насколько ученики социально-гуманитарного, информационно-технологического и общеобразовательного классов отличаются друг от друга по «фразеологической осведомленности»? Обработав данные полевых наблюдений с помощью методов математической статистики, пришли к интересным выводам: показатель понимания смысла фразеологизмов и крылатых слов значительно выше у представителей информационно-технологического класса (75% против 54%); способность к логическому осмыслению ряда синонимичных идиом намного сильнее проявилась у «лириков» (учеников социально-гуманитарного класса), чем у «физиков»(81% против 36%); наиболее значительным оказался разрыв между результатами выполнения заданий на ассоциирование фразеологизмов с событиями российской и всеобщей истории (СГ класс 50%, ИТ класс 34%, ОО класс 29%) и замену слова устойчивым сочетанием (СГ 42%, ИТ 28%, ОО 21%); фоновые знания об источниках происхождения русских фразеологизмов оказались примерно одинаковыми во всех трех классах. Результаты корреляционного анализа представлены на графике (рисунок 2): 1 ряд социально-гуманитарный класс, 2 ряд информационно-технологический, 3 общеобразовательный; на оси X номера заданий, на оси Y уровень их выполнения). Рис. 2. График зависимости между избранным профилем обучения и степенью владения фразеологическими единицами русской речи Особенности речевого поведения современных старшеклассников в сфере использования фразеологических единицУпотребляемые в процессе общения прецедентные тексты сигнализируют окружающим о кругозоре, развитии, степени образованности, общем культурном уровне человека. Насыщение речи прецедентами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей, повышает социальный статус и самооценку говорящего, служит одним из способов завоевания авторитета. Активное общение со сверстниками, а в последнее время и внимательное наблюдение за их устной речью позволяют сделать некоторые замечания по поводу использования старшеклассниками фразеологизмов как прецедентных феноменов. Во-первых, в нашем активном лексиконе следующие устойчивые обороты (представлены в алфавитном порядке, наиболее частотные выделены жирным шрифтом): ахиллесова пята, белая ворона, белены объелся, вавилонское столпотворение, водить за нос, воздушные замки, всевидящее око, все свое ношу с собой, второе дыхание, галопом по Европам, гомерический хохот, до белого каления, душа в пятки ушла, естественный отбор, зарубить на носу, золотая середина, из-под земли достать, коломенская верста, морочить голову, на седьмом небе, пальма первенства, пуп земли, спустя рукава, Фома неверующий. Эти выражения многие мои сверстники понимают верно и используют в собственной речи достаточно уместно, а слушающие способны правильно интерпретировать. Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претерпевают изменения. Если в дореволюционной России судебные ораторы, как правило, не употребляли речевых юридических стандартов, а многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, «как говорят писатели с публикой», то в советский период считалось, что «всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, могут только повредить делу и помешать достижению цели» [52. С. 15]. Говорить рекомендовалось языком закона. Речь судебных ораторов стала клишированной, стандартизованной. В настоящее время в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость яркого, образного судоговорения. Сейчас актуальной становится мысль, высказанная когда-то Н.П.Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность» [95. С. 89]. Эта мысль стала особо актуальной в наши дни, когда в судебных прениях ежедневно произносятся однообразные, трафаретные, скучные, не всегда убедительные речи. Современные юристы поднимают вопрос о том, чтобы в суд вернулось «настоящее судебное ораторское искусство, в котором налицо и разумное содержание, и привлекательная изящная форма, когда полезное содержание подается не только убедительно, но и вызывает восхищение» [130. С. 49.] Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде СодержаниеВведение 1. Определение прецедентности в лексико-графическом материале 2. Прецедентные имена 3. Прецедентное высказывание и прецедентный текст 4. Прецедентные ситуации и прецедентные символы 5. Краткие выводы по главе 6. Репертуар прецедентных ситуаций, прецедентных высказываний, прецедентных ситуаций в речи современных старшеклассников 6.1 Характеристика разговорной речи 6.2 Проведение поискового элемента и обработка результатов 6.3 Интерпретация результатов Заключение Список литературы ВведениеОбласть разговорной речи и языковых средств пока мало изучена: в сущности все языкознание построено на материале литературных текстов, преимущественно письменных, где своеобразие индивидуальности, поиск новых средств выражения в большей мере сняты. Лишь в последние десятилетия стали появляться исследования в области разговорной лексики, разговорного синтаксиса, фонетики, невербальных средств разговорной речи . Изучению бытового общения посвящены труды психолингвистов, социолингвистов (О.Б. Сироткина, Е.А. Земской, Ю.М. Скребнева). Именно в малой проработанности данной темы ( , 1987. - с.261. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Прецедентные феномены в лингвистике // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. Необычайно увлекателен и познавателен процесс изготовления керамических изделий при помощи гончарного круга. Самая настоящая глина и1021 рубРаздел:
Упаковка: целлофан.487 рубРаздел: Эро-прикол. Ручка издаёт неприличные стоны.
Наполнитель: синтепон с шариками.
Компактный USB-накопитель отличается интересным дизайном и удобным выдвижным коннектором, который можно спрятать в корпусе940 рубРаздел: Подушка - релаксант.
раздел: Фразеологизмы в речи современного старшеклассника
СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Фразеологизмы в речи современного старшеклассника Иностранные языки рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
Комментариев нет:
Отправить комментарий